«Кукурузник» вернётся?

191
Омские бизнесмены заявили о возможном возобновлении производства самолёта АН-3Т. По мнению предпринимателей, курс правительства на импортозамещение – хороший шанс возродить версию знаменитого «кукурузника», сообщает Российская газета.

«Кукурузник» вернётся?


По данным газеты, сегодня около 15-ти миллионов россиян практически отрезаны от «цивилизованного мира». В 28 тыс. населённых пунктов можно добраться только по воздуху. Но затянувшийся кризис в отечественном самолётостроении может лишить людей и этой возможности.

«Реализация проекта по возрождению АН-3Т позволит удовлетворить острую потребность регионов и авиакомпаний в современных универсальных и надёжных "лёгких" самолётах», – убеждён директор стратегического проектирования Василий Цой.

Модернизацией «Аннушки» омские конструкторы начали заниматься ещё в 80-е. Поршневой двигатель заменили на турбовинтовой, разработанный Омским объединением им. Баранова, изменили компоновку кабины, заменили в ней оборудование, оснастили её вентиляцией и системой обогрева.

Самолёт получился очень приличным и мог эксплуатироваться круглый год на самых слабооборудованных авиаплощадках. Машина работала на авиакеросине, который был доступен в каждом аэропорту, садилась на грунтовку и отличалась прочностью.

Однако с конвейера самолёт пришлось снять – ПО «Полёт» не сумел набрать портфель заказов. По мнению авиаторов, виноват во всём экономический кризис.

«Покупать АН-3Т намеревались Великобритания, США, Китай, Монголия, страны Африки и Южной Америки, – утверждает Василий Цой. – Но мы не смогли собрать средства, необходимые для получения сертификата Евросоюза».

ПО «Полёт» вошло в состав космического центра им. Хруничева, который отказался от авиационной тематики. В 2009 г. предприятие объявило, что прекращает серийное производство АН-3Т. Сегодня в авиапроме это решение признали ошибочным.

«В Омске до сих пор сохранены все условия для возрождения производства АН-3Т, – сказал экс-представитель корпорации "Рособоронэкспорт" в Омской области Владимир Соснин. – Пока у нас есть производственные мощности, технологии и кадры, которые позволят запустить проект в малые сроки. Но еще лет пять-семь, и мы навсегда утратим тот ценный опыт и квалификацию, который имеют сегодня мастера – ветераны омских предприятий».

Как говорят специалисты, на постройку первых 30-ти машин потребуется порядка 4,5 млрд. руб. Окупиться проект должен через 6-7 лет. Цена одной машины составила бы около 40 млн. руб.

«Между тем ближайшие конкуренты АН-3Т иностранного производства сегодня продаются за семьдесят-восемьдесят миллионов рублей. А это весьма значимый фактор», – отмечает директор компании «НТФ-Девелопмент» Дмитрий Сапунов.

ПО словам омских предпринимателей, благодаря проекту заказы получат многие предприятия областной оборонки. Инвесторы намерены приступить к строительству нового авиазавода уже в следующем году.

«В России потребность в самолётах малой авиации в ближайшие десять лет оценивается на уровне трёх тысяч единиц, – говорит Василий Цой. – А зарубежный рынок готов принять в два раза больше. Так что рыночная ёмкость проекта очевидна».

Инициаторы проекта считают, что у них появился реальный шанс «претендовать на создание центра развития малой авиации России, ведь город очень удобно и выгодно расположен по отношению к ключевым игрокам внутреннего и внешнего рынков сбыта». Кроме того, именно в Прииртышье готовят лётный состав для местных авиалиний.

Но у авторов идеи есть и оппоненты.

«Мне непонятно, кто будет летать на этих самолётах? – не скрывает удивления банкир Владимир Копман, финансировавший сборку первых шести АН-3Т. – Каков покупательский спрос? В последние годы малая авиация в Омской области находится в критическом положении. В районах региона практически не осталось взлётно-посадочных площадок, технический парк распродан, а пассажирские перевозки не осуществляются вообще».

И действительно, в области из 14-ти местных аэродромов остались всего две взлётно-посадочных полосы, и одну из них уже разбирают по кусочкам, которыми латают районные дороги. Авиакомпания, обсуживавшая местные направления, давно перепрофилировалась.

«Без государственных инвестиций развитие малой авиации в регионе невозможно, – убеждён ее руководитель Андрей Коломоец. - Мы проработали более десяти лет и налетали свыше 55 тысяч часов, при этом не потеряв ни одного воздушного судна и ни одной человеческой жизни. Но выполнять пассажирские перевозки без дотаций коммерчески невыгодно».

Как выяснилось, отсутствие спроса и инфраструктуры – не самые главные проблемы. Гораздо хуже то, что авторские права принадлежат украинскому КБ «Антонов». Раньше правообладатели не требовали роялти (лицензионного вознаграждения) из-за партнёрских отношений. А сейчас… Сейчас с КБ ведутся переговоры. И вполне возможно, что их итоги, заставят авиаторов спуститься с небес на землю.
191 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. крым-няш
    +1
    26 октября 2014 07:52
    а по моему крайне нужный самолет. ничего подобного пока нет.
  2. +3
    26 октября 2014 09:04
    Добрые чувства испытываю к этому самолету. Свой первый прыжок с парашютом совершил с него. Да и в армии "Аннушка" много раз выручала. Дай Бог возродить производство, он очень нужен стране.
  3. +2
    26 октября 2014 09:42
    Не могу не вспомнить матерно-добрым словом АН-2. Три первых прыжка именно с него.
  4. 0
    26 октября 2014 12:25
    «Мне непонятно, кто будет летать на этих самолётах? – не скрывает удивления банкир Владимир
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    не банкиры должны решать такие вопросы-я думаю что наша нефтедобывающая страна может позволить себе такие самолеты пусть менее экономичные но СВОИ
    а летать на них должны выпускники летных училищ--первая ступенька к летному мастерству
    то что происходит сейчас--пацанов сразу после училища сажают в кабину боинга---бред сивой кобылы
  5. 0
    26 октября 2014 12:33
    Как в библии говорится: вначале было слово, так и любой проект должен начинаться с прекрасного замысла.Что касается "Кукурузника"- замысел прекрасный, так как действительно при его свойствах многие тысячи отрезанных от большой земли людей ему бы поклонгились до земли.А далее, неоходимо приложить усилия к тому что бы его пустить вторым кругом в эксплуатацию по бескрайним просторам России.
  6. 0
    26 октября 2014 16:22
    Хотелось бы напомнить автору статьи, что "кукурузником" в годы войны назвали биплан По-2 за его малые размеры, а Ан-2 никогда "кукурузником" не был!
  7. Bars567
    0
    26 октября 2014 18:17
    А есть еще один вариант модернизации Аннушки от СиБНИА Новосибирск. Самолет был показан на МАКС 2013 и заинтересовал многих...
    1. 0
      27 октября 2014 14:13
      уже пользуемся!
    2. Комментарий был удален.
  8. 0
    26 октября 2014 19:59
    Ляя, изуродовали пахаря новым клювом. Ну, нельзя же так!
    1. 0
      27 октября 2014 14:15
      ну почему, красивая машина получилась, а уж как обзор из кабины улучшился, да и с таким движком мощь чувствуется, на поршневом этого нет..
    2. Комментарий был удален.
  9. 0
    27 октября 2014 09:48
    Цитата: татарин 174
    И безопасный, мог совершить посадку с неработающим двигателем.

    Сам видел давно-давно, в детстве, как АН-2 летел низко-низко над морем с не работающим двигателем, близко от пляжа а из самолета прыгали пассажиры. Все спаслись кроме командира, он до конца держал высоту и просто не успел. Жаль, хороший был дядя, все его знали в городе.
  10. 407391
    0
    27 октября 2014 12:07
    Так кто опять ставит препоны? Санкции? Скорей наоборот, они должны только стимулировать...
  11. chukotka
    0
    27 октября 2014 20:05
    "Аннушка",-шедевр советского(российского) и ... мирового самолетостроения! love

    После окончания 9 класса, при прохождении "производственной практики", как-то отправили нас(два пацана и "взрослый"-наставник) в соседний поселок (Мыс Шмидта), на данном "пепелаце".

    Больше всего запомнилось то, как мы, лежа на полу, смотрели в... открытую дверь на тундру, проплывающую под нами на высоте около 400 метров!
    Причем второй пилот, парень лет 23-24, - лежал и хохотал вместе с нами request !

    P.S. Машина(вернее Ее модернизация), не нужна, но и просто - необходима! angry
  12. 0
    28 октября 2014 12:21
    Цитата: jjj
    Цитата: леликас
    В Антарктиде побывал -

    И чуть там не остался. Машина оказалась очень "сырой" с крайне капризным движком. Правда, сейчас летает экземпляр с импортным двигателем. А так, Ан-2 свое уже отлетал. Антонов придумал его еще до войны, а строить начали сразу после. Много он полезного сделал, самолет-легенда. Но, повторюсь, время его прошло

    Согласна, должен быть поршневый(!) движок отечественного производства, моноплан с жутко развитой механизацией и (по возможности) крепким шасси. Возможность планировать не менее 10 км без двигателя обязательна, т.к двигатель один. Посадочная скорость минимально достижимая при выбранной схеме.
    Не такие уж и фантастические требования, с учетом свободного выбора размерности и двигателя.
  13. -1
    28 октября 2014 13:14
    Цитата: avia1991
    Цена одной машины составила бы около 40 млн. руб.
    ???..
    Конечно, это лично мое мнение. И нужда в таком самолете, действительно, большая. Но такое чувство, что в перспективные расходы на "модернизацию" заранее закладывают +100% на "распил".

    У нас в России поищите человека, который согласен свой бизнес вести с нормой прибыли меньше 100%. Легко найдете 200-300%, а вот 90% - уже мало.