Тайны Вермахта. Почему «Тигры» проиграли Т-34

455


Фраза “победить, завалив трупами” была придумана идиотами. Нельзя выиграть войну, бросая на убой плохо вооруженных солдат. Так можно только проиграть.

В военной истории отсутствуют примеры, когда “дешевое и массовое” т. е. слабое и ущербное, оружие могло успешно противостоять ультимативной боевой технике. Случаи редкой удачи и отчаянного героизма в расчет не берем. В стратегическом масштабе более совершенная техника всегда “перемалывала” технически отсталого противника.

Триггером для написания данной статьи стали бесконечные диспуты о том, как простая и массовая советская военная продукция победила сложные и дорогие «Тигры». Вся эта сказка порядком достала, а её реальный сюжет намного проще. По обеим сторонам фронта имелись как «редкие и дорогие», так и «простые и массовые» машины. Всему есть своя тактическая ниша. Своё время и место.

История о противостоянии «Тигров» и «тридцатьчетверок» является искаженной байкой о войне. На реальных фронтах ВОВ сошлись не на жизнь, а на смерть Советская Армия и Вермахт. Где 112 тысячам советских бронемашин (довоенный парк, производство в годы ВМВ, ленд-лиз) противостояло около 90 тыс. немецких образцов БТТ.

Цифра 90 тысяч поначалу может повергнуть в шок. Читатели недоуменно сосчитают «тройки», «четверки», «пантеры»... 90 тысяч там явно не наберется.

Лучше бы они посчитали модели БТТ по сквозной номенклатуре Управления вооружений сухопутных войск Германии. Где, например, числилась бронемашина под индексом Sd.Kfz 251, то есть 251-я по счету модель бронетехники Панцерваффе!

Тайны Вермахта. Почему «Тигры» проиграли Т-34

Сумрачный Sd.Kfz 251 (выпущено 15 тысяч ед.). Оказался настолько мощен и крут, что выпускался в Чехословакии до 1962 года.


Критики скажут, что бронетранспортёр — не соперник танку. Это уже потом, в разгаре спора, выяснится, что «Зондеркрафтцойг-251» был на три тонны тяжелее советского легкого танка Т-60. Ничем не уступая по защищенности легким танкам и самоходкам, немецкий БТР по оснащению, качеству средств радиосвязи и приборов наблюдения мог дать фору любому танку союзников. Краны, лебедки, комплекты навесной брони, штурмовые мостики, радиостанции... С помощью этих машин немецкая мотопехота получила уникальную возможность действовать наравне с танками: бронетранспортеры непрерывно сопровождали тяжелую бронетехнику на марше и в бою.

На базе Sd.Kfz 251 были созданы бронемашины особого назначения — инфракрасный прожектор, шумопеленгатор для ведения контрбатарейной борьбы, корректировщик артогня, кабелеукладчик Fernsprechpanzerwagen. Тот, кто станет утверждать, что бронированный кабелеукладчик — пародия на танк, пусть сперва сам покатает катушку телефонного кабеля по простреливаемым участкам местности. Где один шальной осколок — и вот уже некому наладить связь между подразделениями...

Фронт не был похож на голливудскую стрельбу до посинения. Солдаты РККА и Вермахта были вынуждены решать огромное число разнообразных задач. От успешного выполнения которых, в стратегическом масштабе, зависел успех всей обороны и наступления. Разведка, связь и управление боем, доставка боеприпасов и снаряжения на передний край, эвакуация раненых, противовоздушная оборона, постановка минных заграждений и, наоборот, проделывание безопасных проходов в минных полях (мины — страшный противник, на них подорвалась четверть всей бронетехники в годы ВОВ).

Именно для этого немцы создали такое количество специализированных образцов БТТ. Такие бронемашины, при появлении в нужном месте и в нужный момент, могли иметь гораздо большее значение, чем обычные «линейные» танки.

Что было важнее на передовой — легкий танк или ЗСУ на базе Sd.Kfz 251? Которая при появлении штурмовиков может защитить всю колонну своим огнём?

Танк или бронированный подвозчик боеприпасов? Который в разгар в боя доставит снаряды к батарее? В тот момент от него зависит ВСЁ!

Танк или бронированный медэвакуатор? Который поможет спасти опытный экипаж подбитого танка? Вернувшись из госпиталя на фронт, эти «обстрелянные волки» еще зададут жару противнику.

Танк или шумопеленгатор? Который поможет засечь координаты вражейской батареи и наведёт на неё пикировщики?

Что важнее в ночной танковой атаке: еще один танк или инфракрасный прожектор, который в кромешной мгле подсветит цели для целого батальона «Пантер»?

Для тех, кто все еще не внемлет голосу разума, предпочитая считать только вооруженные образцы БТТ, стоит признать, что да, часть немецких Sd.Kfz.251 несло весьма некислое артиллерийское и ракетное вооружение.



Например, 22-я модификация (Sd.Kfz.251/22) — бронетранспортер истребитель танков с 75 мм пушкой.

16-я модификация — огнеметная бронемашина; 10-я мод. — БТР с 37-мм противотанковой пушкой; девятка — с короткоствольным 75-мм орудием. Был еще популярный вариант с 80-мм минометом и реактивная система залпового огня Wurflamen калибра 280 мм!

[center]

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz 251/21 имела боевой модуль из трёх автоматических пушек. Огневая мощь — как у трёх советских легких танков.

Помимо десятков самых удивительных модификаций, Sd.Kfz.251 имел «младшего брата» — Sd.Kfz.250 (выпущено 4250 единиц). А также немало «старших», например, боевые машины в виде «тяжелого военного трактора» модели sWS. Эти мирные немецкие трактора массой 13 тонн со всеракурсным бронированием обычно служили базой для размещения РСЗО «Небельверфер».

А были еще красивые и грозные Sd.Kfz 234 — предвестники современных «Страйкеров» и «Бумерангов». Восьмиколесные бронемашины с противоснарядной броней, пушками калибром 50 и 75 мм и скоростью на шоссе до 80 км/ч.

САУ на шасси трофейных французских БТРов (Sd.Kfz 135 или «Мардер-1»).

Истребители танков «Мардер-2» и «Мардер-3» на шасси Pz. Kpfw II с советскими 76 мм дивизионными пушками — фрицы не стеснялись использовать любую трофейную технику.

Всё это лишь вершина айсберга.



Если копнуть глубже, то внезапно обнаружатся еще пять тысяч БРЭМ, медэвакуаторов и подвозчиков боеприпасов на шасси танка Pz.Kpfw II. Кто-то станет злорадствовать, что у немцев не хватило пушек для вооружения этих шасси. Однако, с учетом всего вышесказанного, фрицы действительно не видели необходимости в вооружении каждой бронемашины. Взамен, предпочитая намолотить массу специализированных образцов БТТ, «числом поболе, ценою подешевле».

Как показало время, в этом было своё рациональное зерно. Неслучайно в наши дни более половины парка БТТ армий всех стран составляют легковооруженные или невооруженные бронемашины специального назначения (бронетранспортеры, командирские, машины авианаводчиков и т. д., и т.п.).

Что касается танковых баталий, то даже простое знание истории покажет, что танки не воюют с танками. По статистике, половина всех уничтоженных единиц БТТ на счету противотанковых батарей. Еще четверть подорвалась на минах. Кто-то попал под удар авиации. Остаток поделят пехота и танкисты.

Именно поэтому спор «Т-34 против «тройки»/«четверки»/«Пантеры» не имеет большого смысла. Правильнее говорить о наличии в войсках тысяч средних танков и САУ на их шасси, которые использовались при непосредственном огневом контакте с противником. Давили гусеницами пехоту, стреляли по технике, домам и укреплениям.

Против 50 тысяч советских Т-34 немцы выкатили примерно такое же количество «Троек», «Четверок», «Пантер», всевозможных «Штугпанцеров», «Хетцеров» и «Ягдпанцеров», «Бруммбёров», «Грилле», «Хуммелей» и «Насхорнов».


Sd.Kfz 162 или "Ягдпанцер IV", всего выпущено 1977 истребителей танков этого типа


Против десятков тысяч легких БТ и самоходок СУ-76 — десятки тысяч вооруженных бронетранспортеров и бронемашин специального назначения.

Что же касается горстки «Тигров» и «Фердинандов», то это были элитные машины прорыва. Занимали свою важную тактическую нишу. Шли туда, где обычный танк не прополз бы и метра. «Пёрли в лоб» на батареи «сорокапяток». Применялись на самых важных участках фронта.

Естественно, их берегли. Для эвакуации подбитых супертанков немцы создали еще триста 44-тонных «Бергепантеров».

Какие к ним претензии?

Разумеется, свои «элитные танки» были у нас. Со своими особенностями, что диктовались тактикой применения БТТ и возможностями отечественной промышленности. В начальный период — КВ, после — гвардейские ИСы и могучие «зверобои» для штурма позиций противника.



Почему же такие «умные» немцы в итоге проиграли? Причина первая — уступили числом. Вторая — стойкость советского солдата.

А теперь, пожалуйста, ваша критика и замечания к представленному материалу.
455 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 сентября 2016 19:18
    Цитата: njgdfh
    Где признаный? В рунете?

    Не только. Эвальд фон Клейст, германский генерал-фельдмаршал, танкист, считал Т-34 самым лучшим танком в мире.
    Филипп Каплан в своей работе "Rolling Thunder: A Century of Tank Warfare" пишет, что очень многие эксперты и историки ставят Т-34 на высшую ступень.
    Кроме того, даже в США и Канаде Т-34 считается самым известным танком Второй мировой, не смотря на всю рекламу Шерманов, как "самых-самых".
    Да, в американской прессе очень много критических статей, в которых Т-34 пытаются "сравнять с землей", но как правильно подмечают комментаторы, критики пытаются достигнуть успеха, применяя к оценке танка разработки 30х годов прошлого века современные критерии.
    Так что не будем на счет "только рунета".
  2. 0
    27 сентября 2016 19:53
    Цитата: njgdfh
    Да и кроме веселого ржача они там ничего не вызвали. Конструкция-то была древней и качества ужасного.

    Для тех, кто не в курсе, советую почитать British Intelligence Bulletin #78, в котором четко указано, что на полигоне был представлен Т-34 выпуска 1941 года, устаревшей модели, два года проведший на полях войны. Срок, как утверждают и сами авторы Бюллютеня, который не самым лучшим образом отражается на "самочуствии" танка.
    Кроме того, как указывает блоггер EnsignExpendable, во время испытаний на полигоне двигатель вышел из строя через 343 км, как было потом установлено экспертами, только из-за того, что воздушный фильтр техники установили в сухом виде, не пропитав маслом, как это было положено. В результате в двигатель поступал неочищенный воздух, что и привело к поломке.
    Еще, тот же блоггер развеивает миф о плохом качестве прицелов пушки Т-34. Как заявил на Абердинском полигоне американский эксперт, "советские орудийные прицелы являются лучшими в мире". При стрельбах на полигоне вертикальная и горизонтальная девиации полета снарядов, выпущенных Т-34, не превышала 30 см на контрольных дальностях. При стрельбе на 3 км максимальная девиация составляла всего 1 м, что гарантировало поражение любой крупной целитипа танка или БМП. Ни германские, ни американские прицелы такой точности не показали. Не забывайте, что эти результаты показала "короткая" 76мм пушка. А от 85мм они не тестировали. А то еще больше бы впечатлились.
    Так что ржач, если он и был, то скорее всего истерический.
    1. 0
      13 ноября 2016 00:37
      Цитата: Shuma
      Эвальд фон Клейст, германский генерал-фельдмаршал, танкист, считал Т-34 самым лучшим танком в мире.

      Это он вам сам говорил за кружечкой пива? Вы зачем чушь пишите?
      Цитата: Shuma
      Филипп Каплан в своей работе "Rolling Thunder: A Century of Tank Warfare" пишет, что очень многие эксперты и историки ставят Т-34 на высшую ступень.

      Это вообще "информация ни о чем".
      Цитата: Shuma
      Кроме того, даже в США и Канаде Т-34 считается самым известным танком Второй мировой, не смотря на всю рекламу Шерманов, как "самых-самых".

      Так и немецкие мотоциклы с коляской очень известны. И "голожопый Фердинанд". Но разве можно ЭТО назвать хорошей военной техникой?
      Цитата: Shuma
      советую почитать British Intelligence Bulletin #78, в котором четко указано, что на полигоне был представлен Т-34 выпуска 1941 года, устаревшей модели, два года проведший на полях войны. Срок, как утверждают и сами авторы Бюллютеня, который не самым лучшим образом отражается на "самочуствии" танка.

      А зачем читать всякую чушь? В реальности в начале 1942г. УТЗ получил распоряжение изготовить 5 ЭТАЛОННЫХ Т-34. Из которх отобрали 2 и отправили в США. Куда они прибыли уже в апреле 1942г, а в мае были испытаны. Поэтому чушью British Intelligence Bulletin #78 даже заморачиваться не стоит.
      Особо поразило то, что якобы "был представлен Т-34 выпуска 1941 года, устаревшей модели, два года проведший на полях войны". Такое ощущение, что вы в СССР никогда не жили и свалились к нам сразу из Канады.
      Цитата: Shuma
      Кроме того, как указывает блоггер EnsignExpendable, во время испытаний на полигоне двигатель вышел из строя через 343 км, как было потом установлено экспертами, только из-за того, что воздушный фильтр техники установили в сухом виде, не пропитав маслом, как это было положено. В результате в двигатель поступал неочищенный воздух, что и привело к поломке.

      Оченнь "ценная" информация. И, главное, источник "надежный".
      На самом деле 343 км, это примерно 200 моточасов. Прекрасный показатель для дизеля Т-34 в начале 1942г. Поэтому "сухие фильтры" здесь не при делах.
      Цитата: Shuma
      Еще, тот же блоггер развеивает миф о плохом качестве прицелов пушки Т-34. Как заявил на Абердинском полигоне американский эксперт, "советские орудийные прицелы являются лучшими в мире".

      Не забываем это были ЭТАЛОННЫЕ танки. А о реальном качестве оптики Т-34 рекомендую почитать мемуары танкистов, что им всучивали на заводах-изготовителях.
      Цитата: Shuma
      При стрельбах на полигоне вертикальная и горизонтальная девиации полета снарядов, выпущенных Т-34, не превышала 30 см на контрольных дальностях.

      И опять не забываем об ЭТАЛОННЫХ танках.
      Цитата: Shuma
      А от 85мм они не тестировали.

      Так они только к лету 1944г. появились. Нафига их тогда уже было тестировать?
      Цитата: Shuma
      Так что ржач, если он и был, то скорее всего истерический.

      Да-да. Очень испугались СССР. Поэтому при разделе Германии и Европы его кинули только слегка. А при разделе Японии, так и вовсе по полной программе.
  3. 0
    2 октября 2016 00:27
    njgdfh,
    Дизельный двигатель против бензинового.
  4. 0
    3 октября 2016 06:39
    Ответ очевиден. Потому что Т-34 выпустили намного больше, а "Тигров" было мало. Советская военная экономика побила европейскую.
  5. 0
    5 октября 2016 16:46
    Отлично.
    Расписано толково, без ура патриотизма. Гансы имели достаточно хорошей техники, и не только в Вермахте. Радиостанции на самолётах, самонаводящиеся торпеды, ПЛ проэкта 21, Штурмгевер, реактивный двигатель. + реальное создание атомного оружия в 43 году.
    И всё же мы их победили.
  6. 0
    28 октября 2016 17:21
    Цитата: njgdfh
    На такую роль его подписал усатый Джо в конце сентября 1941г.

    А кто это, усатый Джо?
    Кто то из твоих американских хозяев? Не похоже.
    В СССР таких руководителей не было. А вот в головах малолетних либероидов такие проживают.
  7. 0
    12 ноября 2016 23:09
    Против 50 тысяч советских Т-34 немцы выкатили примерно такое же количество «Троек», «Четверок», «Пантер», всевозможных «Штугпанцеров», «Хетцеров» и «Ягдпанцеров», «Бруммбёров», «Грилле», «Хуммелей» и «Насхорнов».

    Но было еще примерно 70-80 000 танков других типов. В том числе 2000 ИС - 2.
    Кроме того было еще более 40 тысяч Шерманов и более 100 000 танков других типов англо-американского производства.
    1. +1
      18 декабря 2016 18:58
      Отдохни дружок общие поставки всей БТТ по ленд-лизу было 7000 штук. Авто и БТР да много, но танков с гулькин нос и довольно хреновые. М4 был лучшим из них.
  8. 0
    14 декабря 2016 07:58
    Наган,
    Можно подумать что амеровские советники лучше готовят???
  9. +1
    18 декабря 2016 18:54
    Автор "Причина первая — уступили числом."(с) Кому это? Против нас воевала ВСЯ ЕВРОПА...примерно 450 миллионов человек....немцы даже женщин и детей на производство не задействовали как мы. Уже не говорю про женские боевые подразделения....за фроелен воевали лягушатники, хорваты, макаронники, финики и т.д. и т.п. Просто ставки были сильно разные. Нам по плану ОСТ смерть, либо рабство, им же .... ну максимум 10 лет в гулаге для простого солдата и эмиграция в америки для шишек.
    1. 0
      17 мая 2017 06:48
      Видимо, автор имеет ввиду, что "Тигры" уступили числом. Что правильно. На десятки тысяч т-34 и ИС фрицы замутили всего примерно 1800 "Тигров" всех видов. Смешно и думать, что эта капля в море могла что-то изменить. Да, где-то они доставили неприятностей, но это мелкие булавочные уколы, ни на что уже не влиявшие. Сделать больше машин немцы не сумели - "Тигры" были весьма сложны в производстве и очень дороги. И размазывались по годам и фронтам. Одновременно немцы имели их не так уж много. Одна из фатальных стратегических ошибок германского руководства.
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    8 августа 2017 14:45
    Цитата: njgdfh
    От большевиков другого ждать и не приходилось.

    ага, а от современных олигархов так мы все тут прямо в счастье купаемся....
  12. 0
    8 августа 2017 18:16
    Очень не плохая статья!
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    16 октября 2017 15:55
    Цитата: kara61
    И в 43-м 45-мм были основным противотанковым орудием.
    76-мм зиС-3 это не противотанковая,а дивизионное орудие.А 57-мм Грабина прекратили производство из за того,что немцы раздолбали Сталинградский завод Баррикады,единственный в СССР завод который мог обрабатывать стволы для нее.На 92-м не было станков,пока в 44-м не получили из США.Тогда и возобновили производство.Но их мало было-проблема с боеприпасом ,и несбалансированностью при выстреле-сильная отдача и приходилось наводить по новому после каждого выстрела.Жа и демаскировала себя после первого же выстрела облаком пыли.Для этого под обрезом ствола расстилали брезент.Но мало помогало.

    А пермская мотовилиха? Там ничего не выпускали?
  15. 0
    5 ноября 2017 22:39
    Статья познавательная, звёздочку давлю без колебаний, но, повторю в стопицотый раз заезженную истину: зачем сравнивать средний и тяжёлый танк? Это типа : почему "трёхлинейка победила штурмгевер"?
  16. 0
    24 июня 2018 09:05
    Заказать оптимизацию сайта раскрутка продвижение сайтов seo По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно